Мавры и Христиане

Один раз в году, в апреле, в тишайшем валенсийском городке Алькой случается война. Горожане, вооруженные топорами, пиками, ружьями и мушкетами, заполняют улицы и начинается настоящее светопреставление. Посмотреть на этот костюмированный бой стекаются любопытные со всей Испании.

Воюют" местные жители без малого двести лет. Правда, началось все гораздо раньше, во времена борьбы испанцев и арабов. В далеком 1276 году на небольшую деревушку Алькой напало войско мавров под предводительством Аль-Азрака. Мавры и ХристианеБитва была тяжелой, рыцари-христиане дрались отчаянно. Вооружившись, кто чем мог, защищались и жители Алькоя. Но силы были неравными - арабское войско оказалось огромным и хорошо обученным. Казалось, испанцы были обречены.
Перед последней и решительной атакой арабов, согласно легенде, защитникам деревушки явился Святой Георгий. "С нами Бог и мы победим!" - сказал он воинам, вселив в них небывалую силу. Христиане, отбив атаку мавров, пошли вперед. В сражении был убит вражеский предводитель, а его войско полностью разгромлено. С помощью Святого Георгия алькойцы одержали чудесную победу, освободив свои земли от захватчиков. Много веков в подряд местные жители отмечали радостное событие, потехи ради переодеваясь в костюмы рыцарей-крестоносцев и мавров и разыгрывая сценки из той знаменитой битвы. В XVIII веке стихийным гуляниям решено было придать официальный статус. Так в Валенсии появился красочный праздник "Мавры и христиане".

Если современный праздник в Алькое и отличается от средневекового, так это только размахом - воюют целых три дня. Гости, приехавшие в город, получают программки, как в театре, в которых все расписано по минутам. "Разминаться" местные жители начинают накануне вечером. Мужчины, надев свои лучшие деловые костюмы, и вставив в зубы огромные сигары, выходят на улицы демонстрировать свою удаль. Сигара неотъемлемый атрибут действа. Спросите у любого воина - зачем? Он затруднится с ответом: так принято, это традиция, с которой не справится даже самая мощная антиникотиновая кампания. Встав в шеренги, мужчины проходят по улицам города, как бы репетируя завтрашнее шествие.
Особых декораций для праздника не строят - ими становятся узкие средневековые улицы города. И только на главной площади, где развернутся основные действия праздника, каждый год сооружают деревянную крепость.
Вдоль улочек расставляют стулья для зрителей. О билетах на места "в партере" стоит позаботиться заранее: они распродаются задолго до начала праздника.
Все балконы обтягивают белыми флагами с красными крестами - символами Святого Георгия. Балконы - лучшее место для наблюдения за представлением. Утром следующего дня начинается грандиозное шествие мавров и христиан. Город в одночасье разделяется на два "враждующих лагеря". В каждом из них по 14 боевых отрядов-фил. У христиан - филы басков, астурийцев, арагонцев, крестоносцев, у мавров - филы берберов, марокканцев, бенимеринцев... Фила - не только бравая боевая единица, но еще и союз единомышленников. "Бойцы" весь год вместе проводят досуг, устраивают собрания и посиделки, обсуждая сценарий будущих шествий и детали костюмов. Кем стать, бербером или арагонцем, долго не думают. Членство в филе чаще всего передается по наследству: ведь сто с лишним лет назад по этим же улочкам шествовали прапрадедушки нынешних рыцарей и визирей.
Алькойцы живут в своем особом измерении. У них иная система ценностей. Пока мы копим на дорогие машины, квартиры и путешествия, алькойцы откладывают деньги на костюмы. Роскошные наряды мавров и христиан стоят целое состояние. В них входят мечи и щиты ручной работы, специально выкованные кольчуги, палицы, забрала, расшитые вручную камзолы и плащи. Заметьте, на устроение праздника из казны города не тратится ни копейки. Все - за счет личных пожертвований граждан.
Войска мавров и христиан ведут в бой капитаны. Должность эта выборная - только на один год. Капитанами обычно назначают самых уважаемых и влиятельных горожан.

Первыми на тесные средневековые улочки входят победители - христиане. Их капитану вручают символический ключ от города, и он начинает шествие в сопровождении своей эскадры. По задумке сценариста, вооруженные крестоносцы в доспехах со знаменами, барабанщики и трубачи должны показать боевую мощь христиан. За ними следуют живые картинки изМавры и Христиане мирной жизни: фаворитка капитана со своей свитой, настоящая королевская охота со сворой борзых и сокольничими, медведь в клетке и нескончаемая вереница благородных дам и конных и пеших рыцарей в умопомрачительных костюмах. Кстати, костюмы для капитанской эскадры каждый год шьют новые. В следующем шествии не повторится ни одна деталь сценария.
Следом за капитаном в город входят боевые отряды горожан, каждый в своей форме и собственным оркестром, причем немалым. Поражаешься, откуда в маленьком городке такое количество музыкантов! Огромные барабаны задают ритм шествию, а резкие звуки "дольсайна" (небольшие трубы) зовут к победе. Усталому барабанщику на ходу перевязывают стертые руки, а он при этом не перестает играть ни на секунду. Во главе филы командир победоносно размахивает жезлом и приветствует зрителей. За ним, прижавшись плечом к плечу, идет шеренга самых лучших воинов. С балконов летят конфетти, которое мешками принято рассыпать на головы участников. Замыкает шествие христиан знаменосец со своей не менее пышной кавалькадой.
Еще совсем недавно участие слабого пола в шествии не приветствовалось. Правда, сейчас для дам сделали послабление, и они на равных участвуют в празднике. В капитанском шествии почтенные горожанки изображают рабынь, наложниц в гаремах, танцовщиц.
А вот для детей никаких ограничений нет, в том числе и возрастных. Крохотных младенцев одевают в такую же форму как у взрослых и везут по улицам на колясках и повозках. Настоящий воин должен нюхать порох с пеленок! Вот только вместо обязательной сигары изо рта у ребенка торчит "чупа-чупс".
Мимо трибун до самого позднего вечера с небольшим полуторачасовым перерывом на сиесту нескончаемым потоком движутся христиане и мавры. Мавры во главе со своим капитаном входят в город после обеда. Их наряды по-восточному красочны и богаты. Но все-таки больше всего поражает не изящество дорогих костюмов, не гремящая музыка, не дикие звери в клетках, а масштаб действа. Кажется, что на улицы вышел весь город.
На следующий день в празднике наступает передышка. Пока в местном соборе служат молебен в честь Святого Георгия, мирные жители, не играющие в войну, спешно покидают город. Потому что третий день битвы - решающий и ужасно шумный. Мавры и христиане вступают в последний бой: палят изо всех орудий и мушкетов, крепость переходит от одних войск к другим. Шум и грохот стоит такой, что не выдерживают барабанные перепонки. За один день военных баталий горожане умудряются израсходовать 4,5 тонны пороха! Как и положено, в разгар боя на площади появляется на белом коне сам Святой Георгий. А что бывает дальше, вы уже знаете.
Война заканчивается победой христиан, но современных мавров это совершенно не огорчает. Смешавшись в толпе, они все вместе расходятся по барам, чтобы выпить за победу под залпы фейерверков. А заодно обсудить детали будущей битвы, ведь до нее остается не так много времени - всего один год.

 

Страстная неделя

Страстная неделя Святая или пасхальная неделя (Semana Santa) - неделя между окончанием Великого поста и Пасхой, ознаменованная масштабными и чрезвычайно красочными религиозными праздниками по всей Испании. Традиция отмечать таким образом пасхальную неделю зародилась, как принято считать, приблизительно в XV веке. Начиная с Вербного Воскресенья, ежедневно на протяжении всей недели города наполняются процессиями, идущими крестным ходом от часовен и святилищ до главных храмов и обратно. Процессии достигают апогея в четверг и пятницу, когда их число в отдельно взятом городе может доходить до нескольких десятков в день. Одни участники процессий несут на своих плечах так называемые Пасос - богато украшенные платформы, на которых установлены фигуры святых и изображены сцены из последних дней земной жизни Христа. Другие, одетые обычно в длинные балахоны и колпаки с прорезями для глаз, сопровождают шествие. Остановимся подробнее на терминологии и характерном для обеих Кастилий порядке проведения пасхальных процессий.

Душой праздника, главными участниками и во всех смыслах его движущей силой являются так называемые Кофрадиас - религиозные братства сродни монашеским, но состоящие из простых горожан. Как правило, для вступления в братство нужно быть членом семьи или другом детства того, кто уже в нем состоит. Обычным делом считается принимать в ряды братства новорожденного ребенка, родители которого там числятся. Исторически сложилось так, что братства - структуры чрезвычайно закрытые. В былые годы в них принимали только членов семьи по нисходящей линии, и кофрадии были сформированы представителями нескольких определенных семей. Необходимым условием для вступление в братство человека со стороны является наличие поручителя из числа братьев, кто берет на себя ответственность за обучение новичка устоям и традициям и за его успешное вливание в коллектив. Устои и традиции любого братства обязывают в первую очередь быть верным католиком и не забывать о нуждах самого братства, которое является гораздо большим, чем просто компания людей, раз в год наряжающихся в традиционные для испанских кофрадий балахоны. Часть своей первой после вступления в братство зарплаты "новичок" тратит как раз на эти нужды, и в дальнейшем по мере сил участвует в обеспечении необходимого материального снабжения. В частности, раньше, когда не существовало системы государственных социальных льгот, вдова умершего члена братства имела право на регулярное денежное пособие, которое собирали вскладчину

Высшая честь, которой может удостоиться член братства - переходящая должность мажордома. Этой должности удостаиваются, как правило, единственный раз в жизни, будучи уже в летах. Мажордом председательствует на всех актах на протяжении праздника, а также несет значительную финансовую нагрузку, так как в день процессии он должен кормить и поить остальных членов братства. Если братство малочисленное, оно в полном составе отдыхает и трапезничает в доме мажордома, в противном случае для трапезы выбирается одно из заведений общепита. На следующий год мажордому доверят нести во главе процессии богато украшенный штандарт братства. Часто этот штандарт несут не на древке или кресте, а обернутым вокруг тела.

В Святой четверг и Святую пятницу, в первый час пополудни, те члены братства, которые будут нести "пасо", приходят с туниками в руках в дом мажордома, чтобы одеться "по форме" и идти собирать остальных братьев. Сбор превращается таким образом в еще одно красочное шествие. После того, как сбор всех братств закончен, они в полном составе движутся к зданию муниципалитета, где проходит ритуал приветствия властей, после чего расходятся к своим часовням и святилищам, откуда в определенный час пойдут крестным ходом.

На протяжении детства и юности член братства, помимо истории и традиций, обучается необходимой технике, чтобы когда придет время без заминок и накладок выполнить почетную обязанность: вынести "пасо" из святилища и пронести его нужным маршрутом. Эта честь выпадает тем, чей возраст не меньше 20 и не больше 55 лет, так как пасо - штука чрезвычайно тяжелая, и от ее носильщиков требуется хорошая физическая подготовка. Страстная неделя

Список тех, кому доверят пасо, ежегодно утверждается на совете братства. Список формируется исключительно на добровольных началах, но в желающих, разумеется, недостатка никогда не бывает. В список всегда включают двух запасных носильщиков на случай, если кто-то из основного состава не сможет принять участие в процессии. Далее "носильщиков" распределяют по росту и опыту: самые высокие и опытные пойдут впереди, менее статные - позади, а невысокие и малоопытные - по бокам пасо. В общей сложности большую платформу поддерживают с боков приблизительно 20-25 человек, не считая находящихся под ней. Самый высокий и опытный из носильщиков занимает место у центрального переднего поручня под платформой. Он несет ответственность за маневрирование платформы во время процессии. Менее рослый, но не менее опытный брат располагается у центральнего заднего поручня и следит за тем, чтобы платформу не "заносило" в сторону и чтобы она не задевала стены и углы домов.

В день процессии до ее начала проходит обязательный "обмер пасо". Носильщики занимают свои места под платформой, при помощи натянутой веревки замеряют разницу в росте и определяют, кто из коллег не достает плечами до упоров. Тем, кто не достает, устанавливают деревянные проставки нужной толщины.

Изначально пасос стоят на скамьях такой высоты, чтобы можно было на корточках подлезть под платформу. После молитвы носильщики подбирают полы у своих туник, дабы не наступить на них в самый ответственный момент, и одним движением поднимают платформу на уровень груди. По мере выноса платформы из помещения ее приходится опускать, чтобы не ударить о притолку. Носильщикам частенько приходится выносить пасо из храма, опустившись на колени, что обыкновенно вызывает сильнейший прилив чувств у собравшейся публики. На улице платформу по команде поднимают на высоту плеч.

С технической точки зрения для братства это самый тяжелый и трудоемкий этап. Подъемы и спуски, узкие улицы, балконы и прочие естественные препятствия требуют от несущих пасо полной отдачи физических и душевных сил. Процессию нередко приходится задерживать, дожидаясь, пока идущие впереди справятся со своими платформами. В такие моменты "высшим пилотажем" считается заставить "танцевать" свой пасо: носильщики, не двигаясь с места, синхронно переступают с ноги на ногу, и платформа мерно покачивается из стороны в сторону, производя исключительное впечатление на зрителей. Во время процессии должен быть просчитан каждый шаг, спину следует держать прямо, иначе накапливающаяся усталость и боль от врезающихся в плечи деревянных упоров способны подкосить самого выносливого мужчину.

Наиболее впечатляющие процессии, заявленные как представляющие международный туристический интерес, проходят в Вальядолиде, Куэнке, Леоне, Саламанке, Саморе и Севильи. Поскольку пасха празднуется на следующей неделе после первого весеннего полнолуния, точная дата ежегодно варьируется и может выпасть как на двадцатые числа марта, так и на конец апреля.

Томатина - битва томатов

Томатина Другое название праздника - Битва томатов (La Batalle del Tomate).

В самую последнюю неделю августа в городе Буньол (Bunol), что на востоке Испании, начинается ежегодный "Томатный фестиваль", посвященный уходящему лету. Как и все испанские фестивали, этот проходит с праздничными фейерверками, музыкой, танцами и бесплатными угощениями. Но у томатного фестиваля есть и одна отличительная особенность, привлекающая в Буньол толпы туристов, это кульминация праздника - томатная битва Томатина (La Tomatina), проходящая на городской площади.

Сигналом к началу битвы служит специальная петарда, запускаемая в среду в 11 часов с городской ратуши. По этому сигналу на улицах города появляются несколько грузовиков, загруженных главными героями праздника, спелыми помидорами, которые и являются метательными снарядами. Участники праздника, а это весь город Буньоль, подбежав под градом помидоров к машинам, хватают снаряды и весело мстят тем, кто добежал до грузовиков первыми.

Впрочем, мишенью может быть любой находящийся в зоне досягаемости, главная задача участников, которыми, кстати, считаются все, обстрелять помидорами соседа, а уж кто им окажется - не столь важно. Если учесть, что принимающих участие в этой забаве около сорока тысяч человек, а количество снарядов исчисляется сотней тонн помидоров, легко представить себе, во что превращается городская площадь и жители города уже через несколько минут после начала помидорной перестрелки.

На время боев, длящихся два часа, закрываются почти все бары, кафе, рестораны и любые общественные места, а на окна и двери навешивают специальные пластиковые панели. Сами участники Томатины предпочитают разумный минимализм в одежде, так как остаться чистым в этот день трудно даже за пределами городской площади. Выражение "томатные реки", нередко употребляемое при описании помидорного буйства, - вовсе не красное словцо.Томатина

Исторические корни этого необычного праздника уходят ко времени диктаторского правления Франко. По одной из версий, забрасывание друг друга помидорами служило символическим протестом его режиму. Но вероятнее всего, подобный смысл томатным баталиям был придан позже, когда местный праздник уже прославился по всей Испании. Самое первое помидорное побоище было зарегистрировано в 1945 году, когда на празднике окончания лета в Буньоле, группа молодых людей, по неосторожности или же желая позабавиться, уронила большую фигуру одного из участников парада, внутри которой и был сам участник. Поднявшись, он не оценил шутку и начал потасовку, к которой быстро присоединились его друзья. Стычка происходила около лавок с овощами, и помидоры тут же стали метательными снарядами. Подоспевшая полиция разогнала драчунов и заставила их заплатить за испорченные овощи, но ровно через год они собрались там же и уже со своими помидорами.

Постепенно помидорные перестрелки стали общегородскими и, несмотря на недовольство полиции, в них принимало участие все больше и больше народа. В 1950 году местные власти уже не мешали проведению Томатины, как начал называться этот день. Но темпераментные испанцы не всегда ограничивались метанием друг в друга помидоров, порой под раздачу овощей попадали и влиятельные персоны, что привело к запрету праздника в 1957 году. Расстроенные этим, испанцы устроили многолюдные похороны Томатины, на которых огромный гроб с помидором пронесли по улицам города, а траурную процессию, по всем правилам, сопровождал оркестр и плакальщицы. Под давлением горожан, в 1959 году местные власти были вынуждены отменить запрет, и признать Томатину официальным праздником Буньола.

Тогда же были приняты правила проведения этого праздника, действующие и по сей день. Запретов всего четыре: начало и конец баталии строго определяются сигнальной петардой с городской ратуши; нельзя бросаться ничем, кроме помидоров, а сами помидоры следует раздавить перед броском, во избежание травмирования; запрещено рвать друг на друге одежду; нельзя мешать движению грузовиков с помидорами. Благодаря этим простым правилам, ни одно празднование Томатины не привело к серьезным инцидентам.

До 1975 года за свои снаряды каждый житель платил из своего кармана, принося помидоры на празднование с собой. А в 75-м подвозить "боеприпасы" начали монахи из Ордена святого Луиса Бертрана, покровителя города. Еще через пять лет за организацию праздника взялся муниципалитет города, что резко увеличило количество участников праздника и объем раскиданных помидоров.

Заканчиваются томатные баталии купанием в бассейне, заполненном томатным соком, и розыгрышем окороков традиционной иберийской свиньи. К финалу праздника помидорное месиво под ногами достигает щиколоток, а близлежащие дома, как впрочем и участники, перекрашиваются в красный цвет. После самой баталии площадь отмывают, а затем еще несколько дней длится Томатный фестиваль, последний фестиваль уходящего лета.

Майский праздник в Кордове

В мае Кордова превращается во всеобщий праздник, направленный как на жителей города, так и на его гостей. Город расцветает подобно цветку, с каждым днем растет число праздников. Разнообразные цветы, сооруженные из них религиозные кресты, украшенные цветами дворики, веселая музыка, атмосфера веселья и цветочный аромат - все это символизирует южный майский город. Каждая часть города, угол, площадь и улица являются эпицентром все новых и новых событий и действий, которые происходят на протяжении всего месяца. Жители радушно встречают гостей и туристов, вовлекая их в процесс праздника и предлагая не только за ним наблюдать, но и стать его действующим лицом.

На протяжении всего первого весеннего месяца организуются разные мероприятия, конкурсы и шествия. Начиная с конца Конкурс майских крестов в Кордобеапреля и по 1 мая, проходит уже традиционный конкурс майских крестов. Это первое приглашение для гостей принять участие в долговременном веселье. Конкурс проводится среди молодежи, которые украшают цветами весь город, устанавливая на площади религиозные кресты, составленные из всевозможных сортов цветов и растений, заставляя тем самым жителей как можно чаще покидать дом и выходить на улицу, чтобы полюбоваться созданными человеческими руками работами.

"Ката дель Вино" - это следующий этап всеобщего веселья. Весь город собирается вокруг демонстрационных дегустационных столов лучших сортов белого вина, стараясь не упустить возможности насладиться его прекрасным вкусом, достигшим наилучшей своей степени.

Начиная с 1918 года, ежегодно городской мэрией организуется конкурс внутренних двориков, участие в котором принимают до 50 дворов. Он проходит именно в мае, когда распустившаяся цветовая гамма предстает во всей своей красе. Море цветов и ароматов наполняют городские улицы. Днем и ночью можно увидеть этот цветочный рай и насладиться красотой и искусством жителей создавать и украшать дворы, а также зайти в таверну выпить рюмочку вина и посмотреть выступление фламенко.

Из-за своего географического расположения в Кордове сухой климат, и поэтому еще в древние времена римлянам, а позднее и мусульманам, пришлось перенести модели постройки своих домов на южные земли Испании. Конструкция римского дома располагала коридором, ведущим во двор, в котором находился фонтан. И когда шли дожди, это сооружение собирало потоки выпавшей воды для дальнейшего ее использования. Мусульмане построили уже прямой проход с улицы в дом, образуя, таким образом, своеобразные сени. Современную же постройку дома можно охарактеризовать тем, что жилищное помещение организуется вокруг двора, в котором обязательно есть фонтан, разбит сад, растут деревья и цветы, и царит приятная прохлада. Уже с 20 века городская жизнь людей формировалась вокруг двора, где вечерами организовывались игры, гулянья, вечеринки и праздники, отмечались дни рождения. Сегодня дворики играют не последнюю роль в общении людей и их досуге. Они представляют собой своеобразную экосистему в современном городе, систему, в которой уличный шум теряется в растениях, и в каждом углу царит тишина и умиротворенность. В двориках можно встретить очень много видов цветов и деревьев:Дворики Кордобы жасмин, гвоздики, петунии, розалии, бегонии, маргаритки, лимон, апельсин и бесконечное множество других южных видов флоры. Определенной классификации дворов нет, но можно говорить о двух сложившихся типах постройки и организации дворов. Первый тип организует отдых вокруг двора, в котором обычно есть галерея из колонн, соединенных общей аркой, или состоящий из обычных стен домов, в центре которого обязательно присутствует фонтан. Другой тип обычно можно встретить в соседних домах. В него попадаешь сразу с улицы, и далее через него к жилым помещениям. Структуру двора, расположенного на двух этажах, приятно дополняет балкон и созданный из цветов живой навес. Первый тип дворов семейный, для узкого круга общения, второй же предназначен для прихода гостей и друзей дома. Хотя типичные южные дворики сейчас можно встретить повсюду, в Кордове все же есть районы, Дворики Кордобыгде их строительство - это уже история. Самый яркий представитель таких мест - Алькасар Бьехо, район, расположенный между Алькасаром де лос Рейес Кристианос и приходской церковью Сан Базилио. На протяжении многих столетий этот район хранит традицию строительства и организации дворов, между которыми практически не остается свободного пространства. Другая знаменитая зона - это Санта Мария. Примечателен тот факт, что типичные районы двориков - это и культурно-историческая зона города, где до сих пор сохранились памятники архитектуры: церкви, здания, выполненные в стиле барокко, Кафедральный Собор и городская мечеть.

Начиная с мая, целый день дворики-конкурсанты полны людей, которые пришли сюда специально отметить их красоту и выбрать лучший. Параллельно с этим событием, в городе устраивается большая и непрерывная серия праздников, народных гуляний, фестивалей, песен и танцев. Финал серий праздника - знаменитая ярмарка. В течение всей недели выставочный городской центр "Эль Ареналь" превращается для жителей и гостей в место встречи и общения. Более 1 миллиона посетителей посещают ярмарку за эти дни, где свыше 200 ярмарочных повозок и стендов предлагают взрослым и детям развлечения на любой вкус.

Новый Год

Новый год Второе по значению из рождественских празднований - это Новогодняя Ночь и ее продолжение - Новый Год. Он не обладает такой семейной теплотой, как Рождество, но все же любим, и, прежде всего, молодежью. Это праздник прощания с уходящим годом, праздник, чтобы выйти из дома и провести его в веселье до следующего утра уже наступившего года.

У некоторых семей существует сложившаяся привычка ужинать дома. Новогодний стол изобилует рыбой и морепродуктами, которые в течение всего года покупаются в редких случаях. Другим же, обычно это молодые парочки и дружеские компании, нравится отмечать приход Нового Года вне дома, в каком-нибудь ресторане с концертно-праздничной программой. Другой вариант - это поужинать дома, после чего пойти праздновать Новый Год на дискотеку.

Разница между новогодней ночью или каким-либо другим праздником, если его отмечают не дома, заключается в "Котильоне". "Котильон" вручается каждому из приглашенных перед началом праздника и представляет собой сумку, внутри которой находятся праздничные атрибуты: воздушные шары, карнавальные маски, музыкальные рожки, серпантин, конфетти, и который должен открываться после колокольного звона, то есть уже к Новому Году.

Церемония двенадцати ударов колокола транслируется по телевидению и радио с главной площади столицы Испании, уже переполненной счастливчиками, встречающими каждый удар колокола эмоциональными возгласами. Есть маленькая деталь, которой отличается обычай колокольного звона в Испании и это - традиция двенадцати виноградин. Это сравнительно молодая традиция, она вошла в обиход в 20-ых гг. нашего века и началась с такой прозаической вещи, как необходимость продать остатки огромнейшего урожая винограда сорта "мускатель", который каталонские виноделы использовали для производства шампанского. Неиспользованного винограда было очень много, и тогда торговцам пришло в голову разложить его по двенадцать виноградин в маленькие пакетики и продавать людям, которые должны были сохранить его до новогодней ночи, а с ее наступлением с каждым ударом колокола съедать одну виноградинку. Это новшество имело огромный успех, и в наши дни во многих испанских семьях и ресторанах соблюдение этой традиции приобрело почти религиозное значение. Помимо прочего, в этом есть и комическая сторона. Так как не все могут есть так быстро, а следовать традиции хотят все,  во время, когда раздается десятый удар колокола, можно увидеть смешные лица, набитые рты и услышать веселый смех.

Третий праздник, входящий в рождественский цикл - День Волхвов. Это исключительно испанский праздник, праздник детей и игрушек. Он отмечается 6 января, когда по традиционным представлениям, три волшебника из далеких стран, найдя путь по звездам, как рассказывает писание, дошли до того места, где был рожден Иисус Христос, чтобы устроить ему чествования и поднести свои дары - золото, ладан и мирру. Эта история легла в основу легенды, по которой три повелителя - Мелчор, Гаспар и Балтасар, верхом на верблюдах, в окружении своих пажей посещают все семьи, где живут дети, чтобы оставить им сладости и подарки. "Ночь Волхвов" - это ночь, в которую родители спят мало, а дети спят еще меньше. Родители - потому, что должны рано уложить детей, дождаться, пока они уснут, чтобы можно было спокойно подготовить и разложить подарки, которые дети найдут утром в гостиных своих домов; и дети - потому, что нетерпение и желание застать трех чародеев во время визита к ним в дом не дает им спать. Кроме того, родители и дети готовятся к приходу волшебников, они оставляют корм и воду для верблюдов во дворе или на балконе дома. Для самих волхвов подготавливаются сладости и напитки, которые помогут им восстановить силы в их ночных путешествиях. Во время ночи волхвов, 5 января, во многих городах происходит "Кавалькада Волхвов", представляющая собой карнавальное шествие с музыкой и персонажами, одетыми в костюмы волшебников, восседающих на украшенных повозках, с которых они бросают детям конфеты и игрушки.

В День Волхвов обедают дома и заканчивают обед пирожными, которые называются "круг волшебников". Это большое пирожное круглой формы украшено разными сладостями и имеет небольшой секрет: в тесто для его приготовления кладется какая-нибудь маленькая вещь, обычно монетка. Во время раздачи порций тот, кому достается кусок с монеткой, покупает для всех такое же пирожное в следующем году. Другой вариант - это когда в тесто для выпечки кладется подарок в виде кольца или какого-нибудь украшения, а получивший этот кусочек дарит подарок любимому человеку.

Еще статьи...