Мавританский замок Альгамбра
Эпоха расцвета Кордовского халифата - могущественного государства, в 929 году провозгласившего свою независимость перед лицом всего мусульманского мира - считается временем рождения мавританского искусства в Испании. Даже распад в XI веке Кордовского халифата не остановил дальнейшее развитие «мавританского стиля» в искусстве. Стиль только приобрел лирическое, интимное звучание, утонченную чувственность и вместе с тем еще большую жизненную энергию.
Всем известный архитектурный ансамбль «Альгамбра», бередящий в воображении старые легенды о любви и рыцарстве - вершина мавританского искусства. Первоначально дворцовый комплекс не имел единого плана, так как возводился в Гранаде в разное время, но не смотря на это, он отличается целостностью и архитектурным единством..
Эмир Аль-Ахмар (первый эмир династии Насридов) задумал замок Альгамбра, как свою новую правительственную резиденцию. Строить её он решил в 1239 году на самом высоком холме Гранады - Красном холме. На этом месте ещё в IX веке существовала древняя римская крепость. Но дворцы и административные здания Амальгамбры, дошедшие до нас, относятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные государи - Иусуф I и его сын Мухаммед I. Мухаммед I лично руководил строительством, беседовал с архитекторами, художниками и рабочими; занимался планировкой сада, высаживал редкие растения, прекрасные кусты и красивые цветы - именно благодаря ему замок Альгамбра и сохранился до сих пор.
Дворец Комарес был главной резиденцией Альгамбры, в центральной части которого располагался знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Назвали так его уже позже, в XVII веке, из-за миртовых деревьев, которые были высажены по длинным сторонам прямоугольного водоема, расположенного во дворе. В зеркальной глади водоема отражаются золотисто-розовая башня Комарес (высота ее 45 метров), и голубое небо, расширяя пространство двора и создавая ощущение легкости и простора.
В центре башни Комарес расположен великолепный квадратный Тронный зал (или Зал послов), в котором прямо против входа возвышался трон правителей Гранады. Размеры этого зала -11,3x11,3x18,2 метра, он самый большой в Альгамбре, и был возведен в XIV веке. В зале- 9 больших арочных окон, размещенных на уровне пола, три из которых по центру разделены мраморными колоннами.
Благодаря толщине стен в Зале послов, которая достигает 3 метров, каждое из окон превратилось в самостоятельное, богато украшенное пространство - типа лоджии. Эти окна-лоджии добавляют церимониальному залу Альгамбры лирическую интимность, из них властители Гранады наблюдали за жизнью подданых и любовались красотами страны. Созидая Тронный зал, опытные мавританские архитекторы показали поистине чудеса, играя со светом и устремляя его через окна с искусной резьбой и цветными стеклами. Ниспадая на сияющие стены, свет озаряет зал пронизывающим волшебным сиянием. Свет льётся не только из нижних окон, но и из 20 зарешеченных верхних окон. Вершина мастерства арабских зодчих - знаменитый наборный потолок из кедрового дерева. Он окружен сталактитовым фризом и состоит из 3 сужающихся кверху наклонных плоскостей, венчающихся в центре маленьким сталактитовым куполом.
Тронный зал является самым историческим залом Альгамбры. Не все факты имеют историческое подтверждение, но говорят, что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Колумба и здесь же султан Боабдиль сдал Гранаду католическим королям Испании.
Противоположностью открытого и освещенного пространством Миртового Дворика является затененный арочный проход в башне Комарес, влекущий к себе таинственной, прохладной полутьмой. Перед входом в башню расположен вытянутый в длину, узкий «Зал ла Барка» - Зал Лодки. Отдельные ученые поясняют это название сходством рисунка потолка зала с килем корабля. Но испанский писатель Карлос Паскуаль выдвинул гипотезу о происхождении слова «барка» от арабского «барака» - «благословение, благодать», которая кажется очень вероятной.
По соседству с дворцом Комарес расположен Львиный дворик, относящийся к типу дворцового здания-сада. Именно здесь проходила частная жизнь халифов Гранады, закрытая от посторонних взглядов. Львиный дворик был построен второй половине XIV века. Название двора не случайно: двенадцать львиных фигур окружают расположенный в центре небольшого открытого дворика фонтан. Изваянные из какого-то особого полудрагоценного мрамора львы, помещены как лучи звезды.
Такое количество львов выбрано не зря. Как гласит давняя легенда, именно 12 львов поддерживали трон царя Соломона, и об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Визирь же и посоветовал султану окружить фонтан фигурами львов, которые доставили в Альгамбру из старого дворца в Альбуйеине. Но ученые не верят в эту историю и относят к легендам, так как считается, что львы у фонтана появились только в XVI веке - уже после падения Гранады. Но и историки, и искусствоведы сходятся в одном: чарующая тишина Львиного дворика, нарушаемая только журчанием водяных струй, скрывает много тайн.
Горные склоны Сьерра-Невады в изобилии поставляли воду ручьям, садам и фонтанам Альгамбры. Вода - земная стихия, которую мавры ценили превыше всего. Жители Востока считают фонтаны, ручьи и водопады такой же характерной частью архитектуры, как греки- колонны. Не зря на одном из фонтанов в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».
Львиный дворик интересен не только статуями львов. Еще одно украшение дворика - «Зал сталактитов», расположенный на его западной стороне. Зал получил свое название из-за кружевного убранства потолка. И хотя потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара и был заменен в 1614 году эллипсовидным покрытием, название сохранилось до сих пор.
Просторный «Зал двух сестер», расположенный на северной стороне Львиного дворика, тоже имеет свою историю: в нём сначала были заключены, а потом умерли две сестры-христианки, разделённые со своими возлюбленными. Арабские мастера, создавая этот квадратный зал, сделали чудеса: прекрасный орнамент отделки, в котором шедеврально соединили холодный блеск изразцов, жизненную теплоту дерева и пластичность матового стука. До нашего времени сохранилась лепнина «Зал двух сестер», удивляя и завораживая сегодняшнего путешественника: невозможно найти двух одинаковых изразцов в этих резных сотах. Находясь в этом зале, кажется, что, обернувшись, ты увидишь саму красоту…
Ещё один зал, «Зал Абенсерхав», расположенный напротив «Зала двух сестер», имеет мрачное прошлое. Как гласят предания, именно здесь, в 1482 году произошли кровавые убийства. Расчищая путь к трону для своего сына, жестокий правитель вызвал во дворец еще 36 претендентов на престол. Встреча происходила в этом зале и закончилась ужасно: палач перерезал горло всем конкурентам.… Прошло почти 6 веков с тех пор, но даже сейчас людям иногда чудятся пятна крови.
Мавританские поэты, описывая Гранаду и замок Альгамбра, не скупились на метафоры: «радость детей», «неувядающий сад цветов и фруктов», «истинный рай Магомета». Жители Востока представляют рай блистательным и роскошным, наполненным радостями жизни. Рай видится им чудесным садом с изумрудными лугами, полноводными, чистыми реками и земными наслаждениями.
Время строительства замка Альгамбры совпало со временем реконкисты в Испании - длительной и тяжелой борьбой испанцев против арабских завоевателей. Правители Гранады хотели скрыться за толстыми стенами Альгамбры от тревожных новостей и мыслей, забыть все опасности, предательства и измены и не думать о завтрашнем дне. В крепости, среди утонченной роскоши, и сейчас чувствуется та безмятежность, зовущая мечта, так привлекающая властителей Востока.
Повторив несметное количество раз простые архитектурные элементы, мастера смогли создать неповторимые сложные формы. Мусульманам религия не разрешает изображать живые существа, и они искали идеи и вдохновение в природе. Наблюдая и переосмысливая каждый цветок, каждый листок, мастера превращали их в геометрические шедевры. Арабская письменность, выполненная мастером- резчиком по камню или дереву, тоже превратилась в искусство. «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его», - эта фраза, включенная в орнамент, повторяется несчетное число раз.
Одна из легенд гласит, что султан Боабдиль спрятался в тайнике за пределами замка, когда христианские армии подошли к Альгамбре, чтобы не видеть, как над сердцем Гранады взовьется христианский флаг. А мать сказала ему: «Ты оплакиваешь, как женщина то, что не мог защитить, как мужчина».
В следующие века Гранадой правили христианские правители. Фердинанд Великолепный в 1515 году издал специальный указ о сбережении Альгамбры - «столь исключительного и великолепного сооружения». Одним из последующих королей Испании был построен на территории замка новый королевский дворец. Возводил дворец архитектор Педро Мачука, который в то время реставрировал Альгамбру и ухаживал за ее садами. Так как Мачука был учеником великого Микеланджело, то он решил построить величественное здание в стиле Ренессанса.
Новый дворец, отягощенный пилястрами и барельефами, не походил по стилю на легкую архитектуру Альгамбры. Он смотрится чужаком в ансамбле мавританских зданий, продукт другой эпохи, других вкусов, иных систем эстетических и нравственных ценностей. Американский писатель В. Ирвинг даже сравнивал его «с высокомерным и непрошеным гостем».
В Гранаде с 1536 года была резиденция Карл V- императора Священной Римской империи. Он согласился не перестраивать Альгамбру, хотя и хотел возвести здесь ротонду, которая так и не была закончена...