Святая или пасхальная неделя (Semana Santa) - неделя между окончанием Великого поста и Пасхой, ознаменованная масштабными и чрезвычайно красочными религиозными праздниками по всей Испании. Традиция отмечать таким образом пасхальную неделю зародилась, как принято считать, приблизительно в XV веке. Начиная с Вербного Воскресенья, ежедневно на протяжении всей недели города наполняются процессиями, идущими крестным ходом от часовен и святилищ до главных храмов и обратно. Процессии достигают апогея в четверг и пятницу, когда их число в отдельно взятом городе может доходить до нескольких десятков в день. Одни участники процессий несут на своих плечах так называемые Пасос - богато украшенные платформы, на которых установлены фигуры святых и изображены сцены из последних дней земной жизни Христа. Другие, одетые обычно в длинные балахоны и колпаки с прорезями для глаз, сопровождают шествие. Остановимся подробнее на терминологии и характерном для обеих Кастилий порядке проведения пасхальных процессий.
Душой праздника, главными участниками и во всех смыслах его движущей силой являются так называемые Кофрадиас - религиозные братства сродни монашеским, но состоящие из простых горожан. Как правило, для вступления в братство нужно быть членом семьи или другом детства того, кто уже в нем состоит. Обычным делом считается принимать в ряды братства новорожденного ребенка, родители которого там числятся. Исторически сложилось так, что братства - структуры чрезвычайно закрытые. В былые годы в них принимали только членов семьи по нисходящей линии, и кофрадии были сформированы представителями нескольких определенных семей. Необходимым условием для вступление в братство человека со стороны является наличие поручителя из числа братьев, кто берет на себя ответственность за обучение новичка устоям и традициям и за его успешное вливание в коллектив. Устои и традиции любого братства обязывают в первую очередь быть верным католиком и не забывать о нуждах самого братства, которое является гораздо большим, чем просто компания людей, раз в год наряжающихся в традиционные для испанских кофрадий балахоны. Часть своей первой после вступления в братство зарплаты "новичок" тратит как раз на эти нужды, и в дальнейшем по мере сил участвует в обеспечении необходимого материального снабжения. В частности, раньше, когда не существовало системы государственных социальных льгот, вдова умершего члена братства имела право на регулярное денежное пособие, которое собирали вскладчину
Высшая честь, которой может удостоиться член братства - переходящая должность мажордома. Этой должности удостаиваются, как правило, единственный раз в жизни, будучи уже в летах. Мажордом председательствует на всех актах на протяжении праздника, а также несет значительную финансовую нагрузку, так как в день процессии он должен кормить и поить остальных членов братства. Если братство малочисленное, оно в полном составе отдыхает и трапезничает в доме мажордома, в противном случае для трапезы выбирается одно из заведений общепита. На следующий год мажордому доверят нести во главе процессии богато украшенный штандарт братства. Часто этот штандарт несут не на древке или кресте, а обернутым вокруг тела.
В Святой четверг и Святую пятницу, в первый час пополудни, те члены братства, которые будут нести "пасо", приходят с туниками в руках в дом мажордома, чтобы одеться "по форме" и идти собирать остальных братьев. Сбор превращается таким образом в еще одно красочное шествие. После того, как сбор всех братств закончен, они в полном составе движутся к зданию муниципалитета, где проходит ритуал приветствия властей, после чего расходятся к своим часовням и святилищам, откуда в определенный час пойдут крестным ходом.
На протяжении детства и юности член братства, помимо истории и традиций, обучается необходимой технике, чтобы когда придет время без заминок и накладок выполнить почетную обязанность: вынести "пасо" из святилища и пронести его нужным маршрутом. Эта честь выпадает тем, чей возраст не меньше 20 и не больше 55 лет, так как пасо - штука чрезвычайно тяжелая, и от ее носильщиков требуется хорошая физическая подготовка.
Список тех, кому доверят пасо, ежегодно утверждается на совете братства. Список формируется исключительно на добровольных началах, но в желающих, разумеется, недостатка никогда не бывает. В список всегда включают двух запасных носильщиков на случай, если кто-то из основного состава не сможет принять участие в процессии. Далее "носильщиков" распределяют по росту и опыту: самые высокие и опытные пойдут впереди, менее статные - позади, а невысокие и малоопытные - по бокам пасо. В общей сложности большую платформу поддерживают с боков приблизительно 20-25 человек, не считая находящихся под ней. Самый высокий и опытный из носильщиков занимает место у центрального переднего поручня под платформой. Он несет ответственность за маневрирование платформы во время процессии. Менее рослый, но не менее опытный брат располагается у центральнего заднего поручня и следит за тем, чтобы платформу не "заносило" в сторону и чтобы она не задевала стены и углы домов.
В день процессии до ее начала проходит обязательный "обмер пасо". Носильщики занимают свои места под платформой, при помощи натянутой веревки замеряют разницу в росте и определяют, кто из коллег не достает плечами до упоров. Тем, кто не достает, устанавливают деревянные проставки нужной толщины.
Изначально пасос стоят на скамьях такой высоты, чтобы можно было на корточках подлезть под платформу. После молитвы носильщики подбирают полы у своих туник, дабы не наступить на них в самый ответственный момент, и одним движением поднимают платформу на уровень груди. По мере выноса платформы из помещения ее приходится опускать, чтобы не ударить о притолку. Носильщикам частенько приходится выносить пасо из храма, опустившись на колени, что обыкновенно вызывает сильнейший прилив чувств у собравшейся публики. На улице платформу по команде поднимают на высоту плеч.
С технической точки зрения для братства это самый тяжелый и трудоемкий этап. Подъемы и спуски, узкие улицы, балконы и прочие естественные препятствия требуют от несущих пасо полной отдачи физических и душевных сил. Процессию нередко приходится задерживать, дожидаясь, пока идущие впереди справятся со своими платформами. В такие моменты "высшим пилотажем" считается заставить "танцевать" свой пасо: носильщики, не двигаясь с места, синхронно переступают с ноги на ногу, и платформа мерно покачивается из стороны в сторону, производя исключительное впечатление на зрителей. Во время процессии должен быть просчитан каждый шаг, спину следует держать прямо, иначе накапливающаяся усталость и боль от врезающихся в плечи деревянных упоров способны подкосить самого выносливого мужчину.
Наиболее впечатляющие процессии, заявленные как представляющие международный туристический интерес, проходят в Вальядолиде, Куэнке, Леоне, Саламанке, Саморе и Севильи. Поскольку пасха празднуется на следующей неделе после первого весеннего полнолуния, точная дата ежегодно варьируется и может выпасть как на двадцатые числа марта, так и на конец апреля.